Для специалистов
Для пациентов и родителей пациентов
Онлайн-обучение
Офлайн-обучение
Дополнительно

Программы повышения квалификации

Биомеханика человека Методика Войта Новой Генерации Функциональная терапия в нейрологопедии Мануальная терапия Кальтенборна-Эвента Ножи: функциональные инструментальные техники Функциональный кинезиотейпинг Нейрофизиологические методики в реабилитации Мягкие мануальные техники Плечевой пояс: клиническая биомеханика, диагностика и протоколы лечения Шея: клиническая биомеханика, диагностика и протоколы лечения Поясница и таз: клиническая биомеханика, диагностика и протоколы лечения Тазобедренный сустав: клиническая биомеханика, диагностика и протоколы лечения Колено: клиническая биомеханика, диагностика и протоколы лечения Стопа: клиническая биомеханика, диагностика и протоколы лечения Методика Экзарта для взрослых и детей Методика Бобат для детей Методика Бобат для взрослых Практический тренинг: Метод сухой иглы: применение иглоукалывания в реабилитации

Базовые курсы

Профильные курсы

Направления обучения

Реабилитация детей с ДЦП: Обучение по методике Войта

С первым вдохом новорожденный начинает свой путь развития тела: постепенно появляются первые навыки, развиваются моторные функции и нервная система. Однако, ДЦП – состояние, при котором онтогенез человека неизбежно нарушается. Система развития ребенка, заложенная природой, даёт сбой. Поэтому наиболее важная задача всех методик реабилитации при ДЦП – помочь пациенту сохранить существующие навыки и стимулировать развитие новых и необходимых для повседневной жизни и социализации ребенка.

При составлении программы реабилитации пациентов с детским церебральным параличом современные специалисты опираются на: 

- Диагностику, основанную на знаниях онтогенеза и биомеханики человека (включая сбор анамнеза и осмотр пациента);

- Выбор методики реабилитации: Войта, Бобат, Экзарта и др. (опытные терапевты могут составлять абсолютно уникальные программы, сочетающие элементы разных методов);

- Коррекцию реабилитации в процессе терапии. Программа – это не набор готовых инструментов. Специалистом ведется постоянная работа и поиск дополнительных возможностей для помощи пациенту.

Когда начинать реабилитацию, если есть отклонения в развитии ребенка?

С детьми из группы риска всегда нужно начинать работать сразу, не сомневаясь и не выжидая. В этой категории – недоношенные, новорожденные с родовой травмой и с травмами, полученными в первые месяцы жизни, дети, перенесшие тяжёлые вирусные инфекции.

Чем старше пациент, тем сложнее проходит реабилитация: либо скорость, либо полнота восстановления будут снижены. Лучше начинать работать с пациентом как можно раньше, насколько это возможно.

На что обращать внимание в реабилитации детей с ДЦП?

Взаимодействие семьи пациента и терапевта

Обязательно нужно предупредить родителей о том, что впереди – долгий путь. Рассказать, что не так с организмом, чем это грозит. Рассказывать нужно честно: без лишнего оптимизма и без запугиваний. Пациент и его родители должны знать реальное положение дел. Никто и никогда не может сказать, как долго будет длиться работа, но начать её нужно здесь и сейчас.

Влияние интеллекта на реабилитацию

Конечно, от младенцев никто не ждёт активного включения и понимания процессов реабилитации. Но когда речь идёт о пациентах в возрасте 5 лет и старше, наличие сохранного интеллекта увеличивает шансы на успех. Сниженный интеллект ставит терапевта в рамки: мы не всё можем делать и не всё стоит пробовать. Сохраненный интеллект помогает отвечать на применяемые техники (и в некоторых методиках очень важно, чтобы пациенты отвечали).

Подбор методик реабилитации

Вне зависимости от интеллектуальных возможностей пациента методики реабилитации нужно подбирать строго индивидуально. Нередко к успеху приводят именно сочетания нескольких методик, таких как: Экзарта, Бобат, Войта. 

Чаще всего, опытные специалисты опираются на метод Войта-терапии, разработанный чешским неврологом Вацлавом Войта, который применяется при нарушенной двигательной функции организма, вызванной патологиями костно-мышечного аппарата и мозга.

Преимущества Войта-терапии при работе с ДЦП

  1. Войта-терапия базируется на мануальной стимуляции нервной системы, что способствует улучшению моторики и координации движений.
  2. Применение методики в раннем возрасте, когда пластичность нервной системы высока, позволяет детям быстрее адаптироваться к новым двигательным навыкам.
  3. Комбинирование Войта-терапии с другими методиками, такими как Бобат, ПНФ и Экзарта, может улучшить результаты реабилитации, обеспечивая комплексный подход к развитию детей с ДЦП.
  4. Войта-терапия также включает в себя обучение родителей основным приемам и упражнениям, которые можно проводить дома, чтобы поддерживать прогресс ребенка между сеансами терапии. Для этого необходимо продолжать проводить тренировки дома по 3 раза в день.
  5. Применять методику Войта можно уже с 0 лет, а если ребенок недоношенный – после пятого дня жизни. У методики нет верхней границы по возрасту: она может применяться в работе с подростками и взрослыми.
  6. Методика дает возможность подключить вегетативные функции дыхания и чувствования того, что происходит вокруг.
  7. Пациенты с ДЦП страдают от повышения мышечного тонуса, ослабления мышц, неправильного положения костных структур. Войта-терапия позволяет специалисту работать над снижением риска развития осложнений и инвалидности. 
  8. В результате применения методики у пациентов частично или полностью восстанавливаются двигательные способности, повышается уровень интеллекта, улучшается речь. После Войта-терапии пациент сможет самостоятельно ползать, стоять, ходить, глотать и жевать.
  9. Войта-терапия не причиняет боли пациенту, но сами укладки могут ему не нравиться, так как они заставляют мышцы работать правильно, а это не всегда приятно и легко.
  10. Методика Войта дает возможность работать с ребенком и проходить через все этапы развития онтогенеза. Если специалист придерживается такой стратегии, то подготовленный пациент после Войта-терапии сможет перейти в Бобат-терапию.

Распространенное заблуждение: Войта-терапия часто воспринимается как насильственный метод

Эта методика считается одной из самых сложных для освоения в области реабилитации. Специалист по Войта-терапии должен обладать глубокими знаниями об онтогенезе, анатомии, физиологии и биомеханике, чтобы избежать нанесения вреда пациенту и достичь улучшения его состояния.

Иногда начинающие специалисты, которые еще не обучились замечать мельчайшие изменения в движениях тела, могут пытаться ускорить процесс терапии и работать с пациентом слишком интенсивно. Однако, вред наносить запрещено. Это один из основных принципов Войта-терапии. Лечение должно быть безболезненным.

Кроме того, во время занятий дети часто могут выражать свое напряжение криком, показывая, что им трудно. Но это не всегда говорит о боли. Войта-терапия, в свою очередь, стимулирует центральную нервную систему, помогая понять разницу между нагрузкой и отдыхом. После сеансов дети часто начинают ментально и физически развиваться быстрее.

Хотите узнать больше об эффективной работе с пациентами при ДЦП ? 

Становитесь участником программы обучения “Методика Войта Новой Генерации” от эксперта Международной академии медицинской реабилитации Алины Войцеховска.

 

Мини-курс для тех, кто хочет начать обучение “Основы Войта-терапии” – https://clck.ru/39bBR9

 

⬇ Изучите программу базовых курсов, которые подойдут широкому кругу специалистов:

 

Функциональная анатомия – https://clck.ru/39bBXG 

Биомеханика человека – https://clck.ru/39bBXh 

Онтогенез человека – https://clck.ru/39bBYb 

 

Категория
Формат обучения
Преподаватель
Показать еще 17