Суть войта-терапии

Занимаясь с детьми, больными детским церебральным параличом, Вацлав Войта заметил, что при надавливании на определенные точки у каждого пациента происходили похожие рефлекторные сокращения мышц. При начальном положении лежа на животе ребенок начинал ползти; если он лежал на боку или спине, то переворачивался. Это позволило разработать механизм активации заблокированных движений, который включает несколько основных направлений:

1. Переворачивание.

Здоровый ребенок в возрасте 6-7 месяцев начинает сам переворачиваться с живота на спину и наоборот. Больного с нарушениями моторики (ДЦП, парезы и параличи и т.д.) необходимо стимулировать к этому, создавая на базе заблокированного болезнью безусловного рефлекса своего рода условный рефлекс. Такая стимуляция осуществляется в два этапа. На первом этапе пациента располагают в положении лежа на спине с вытянутыми руками и ногами. Специалист надавливает на точку нижней части груди (немного ниже соска, между 7 и 8 ребром), в то же время не давая голове наклоняться в сторону поворота, нажимая на точку в зоне шеи. У больного появляются рефлекторные сокращения мышц вдоль позвоночника (происходит его вытягивание) и во всех суставах ног (голеностопном, коленном, тазобедренном). Глаза начинают смотреть в сторону поворота, ребенок начинает глотать, даже если раньше это давалось ему с трудом, напрягаются мускулы грудной клетки, живота, кишечника. В результате согласованного действия всех групп мышц ребенок сам переворачивается на бок - это исходное положение для следующего этапа. Второй этап - положение на боку. Теперь нажатие происходит в зонах тела возле плечевого и тазобедренного суставов, напрягаются мышцы вдоль позвоночника, мышцы, которые не дают голове упасть по направлению поворота, мускулы на опорной руке, начиная от плеча и до кисти, на которую больной, повернувшись на живот, может опираться, мускулатура на опорной ноге от таза до стопы.

2. Ползание.

Спонтанно здоровый ребенок начинает ползать в 8-9 месяцев. Рефлекторное ползание, используя эффект локомоции, можно вызвать и у новорождённого, а некоторые дети без Войта-терапии могут так и не научиться ползать. Однако именно это движение является ключевым для механизмов хватания, вставания, ходьбы, которые так и останутся нереализованными. Рефлекторное ползание начинается в положении лёжа на животе, голова покоится на опоре и повернута в сторону. Для новорождённого достаточно активации одной точки в районе затылочной части, чтобы привести в действие заложенный механизм. В более старшем возрасте нужно последовательно нажимать на точки, включающие группы мышц правой руки и левой ноги, и наоборот. Крестообразное воздействие дает возможность телу удерживать равновесие и двигаться вперед. На теле имеется девять точек активации ползания и остальных механизмов движения. При работе с ними важно учитывать угловое положение рук, ног и головы. Имеется около 30 вариантов манипуляций при работе с этим движением. Правильный выбор может сделать только специалист.

Эффективность войта-терапии

Наряду с главными двигательными реакциями сеансы войта-терапии запускают такие виды моторики, как глазная, ротовая и лицевая, вегетативная (сокращения кишечника, мочевого пузыря, мышц, ответственных за дыхание), сосательные и глотательные рефлексы. В результате терапевтического воздействия ЦНС получает доступ к ранее закрытым для неё возможностям управлять равновесием тела, сопротивлением силе тяжести, рефлексами ходьбы и хватания и др.

Терапия даёт положительный результат как в грудном возрасте, так и в более старшем, в том числе до подросткового. Оптимальная длительность процедур – от пяти минут до получаса, более длительные занятия создадут чрезмерную нагрузку на маленького пациента. Частота процедур: 3-4 раза в день. Меньшее количество приведет к тому, что полученный во время сеанса рефлекс угаснет, а частые занятия, наоборот, не оставляют времени для закрепления эффекта в спонтанных движениях.

Методика Войта применяется и для лечения взрослых пациентов, потерявших двигательные функции после травм или инсульта.

Особенностью войта-терапии является то, что основное лечение проводят родители и близкие ребенку люди. Врач делает назначение в соответствии с проблемой ребёнка и проводит обучающий курс. Вся остальная работа лежит на родных. Несмотря на то, что первые результаты будут заметны уже через несколько недель, ни в коем случае нельзя прекращать заниматься после первых улучшений. Курс лечения довольно длителен, оно продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет. Это трудная, кропотливая работа, которая приносит результат, и, самое главное, дарит пациентам радость движения.

Противопоказания

Не рекомендуется применять этот метод:

  • Во время воспалительных заболеваний с высокой температурой
  • Сразу после прививки
  • Во время беременности, при заболеваниях костей и пороках сердца
  • Сразу после операции
  • При негативных отношениях терапевта и пациента.