Биомеханический анализ и подбор терапии на примере сложных детей с ДЦП
Рассмотрим рисунки детей одинакового возраста: справа – норма, слева – патология.
На первом рисунке показан новорожденный.
Рисунок 1
На втором рисунке малышу 3 месяца.
Рисунок 2
По левому рисунку можно поставить предварительный диагноз – ДЦП.
Эксперты академии МАМР поделились примерами двух реальных пациентов с ДЦП и опытом их лечения.
У первого ребенка была дисфункция – отсутствие контротации от плеча до таза, что необходимо для того, чтобы сделать шаг. Для начала терапевты изучили его патобиомеханику. Голову и шею он держал хорошо. Переход на уровне позвонка С6 и дальше также функционировал нормально. Проблемы начинались на уровне позвонков Th4, Th7, Th12 и L4. Была поставлена задача – сделать стабилизацию лопатки. Без стабильной лопатки нет стабильного таза и развития стоп.
С какой методики начать терапию? Какие упражнения нужны и в какой позиции? Решили начать с Войта-терапии первой фазы. Для контротации ступней и кистей подключили Войта третей фазы. Однако для контротации корпуса этого было недостаточно, добавили вторую фазу методики Войта. Далее – подбор позиций. Стопы хорошо работают в 1 позиции первой фазы Войта либо в положении косого сидения. Через ползание добились локомоции.
Второй ребенок в основном лежал на животе. По онтогенезу он находился на уровне новорожденного. Вторая фаза Войты была выбрана для стабилизации таза. Для изменения положения таза – четвертая фаза Войты (4.1 и 4.2). А для нейтрального положения таза – первая фаза. В процессе терапии применялись все варианты укладок, но упор делали на третью фазу, чтобы включить пассивную ротацию, стопу, кисти и челюсть. Отлично сработала первая позиция в ползании – в ней активно включились стопы, а главное – таз. Это лучшая позиция при наличии патологий тазобедренного сустава – движется не только кость во впадине, но и впадина над костью.
Далее началась работа по нейрологопедии. Подробный анализ мышц языка показал наличие у пациента макроглоссии – увеличенного языка, который сильно затрудняет движения. Удивительный факт, но нейрологопедия помогает восстановить функции слуха. Множество мелких мышц в ротовой полости, такие как мышца, поднимающая небную занавеску, небно-глоточная мышца, небно-язычная мышца и другие, отвечают не только за правильное глотание и жевание, но и за создание давления в слуховом проходе.
На ФТП (функциональной терапии в педиатрии) началась поэтапная работа – от позвонка к позвонку. Если у пациента не работает С0, нельзя переходить к терапии следующих уровней.
Комбинация Войты и ПНФ дали постуральный контроль. После терапии пациент научился самостоятельно садиться и стоять с опорой. Раньше ребенок тоже стоял, но делал это на рефлексах, на спастике. С началом терапии это умение исчезло, но после терапии он уже мог стоять осознанно.
Посмотрите наше видео о терапии детей с ДЦП с применением разных методик.
И, конечно, нелишним будет напомнить, как важна роль родителей в терапии детей с ДЦП. Лечение не должно прекращаться за дверями кабинета. Терапевт может обучить родителей правильным манипуляциям с ребенком, но он не может контролировать их ежедневно. Обязанность следовать плану полностью ложиться на плечи родителей. И от этого зависит здоровье и будущее ребенка.
На семинарах Алины по онтогенезу, биомеханике и нейрологопедии специалисты могут повысить квалификацию в терапии различных дисфункций. А подробнее с темой биомеханического анализа и подбора терапии можно ознакомиться в библиотеке МАМР.
Источник информации: https://dzen.ru/media/mamrkurs/biomehanicheskii-analiz-i-podbor-terapii-na-primere-slojnyh-detei-s-dcp-645e33b60b942a70549e74ea